banner-300x100

Electric spark alloying and HVOF spraying

PDF Print E-mail

Surface hardening by applying elektroiskorovogo doping wear layers of Stellite, chromium carbide on installations Intal and Intal-1500-3000.

Developed systems for high wear-resistant, heat-resistant and corrosion-resistant metal layers thickness 0,01-0,80 mm with a capacity of up to 40 sm2/min. Study some particular ESA-speed steel.

It is known that for the spark alloying (ESA) are widely used refractory metals, hard metals and less heat-resistant high-alloy steels and alloys with high mechanical properties. In many cases, the reason for this is the difficulty of the process ESA related to "sticky" at the anode using a vibrator. In our opinion, the main reasons for "sticking" are: lack of energy impulse discharge, high strength material applied, much its melting point, the lack of power of the vibrator and is also not an optimal speed of its movement to the workpiece.

To enhance the ESA, both in terms of increasing the range of different metals, alloys and materials, and to improve process performance ESA, the thickness of the applied layer, increasing its density (reduced porosity) while simplifying the process of ESA developed high power setting INTAL-1500 and INTA-3000.

Installation creates a new (modern) electronic components with a total capacity of 1,500 permanent and 3,000 uF, with a smooth change of the voltage and current of the battery of capacitors, ie regulation of energy parameters, such as energy level and frequency of these discharges. Pulse energy ranges from 0.3 to 21.0 J, and the frequency of 30 to 400 Hz, the voltage of the capacitor charging varies from 20 to 115, and a current of 3 to 25 A.

The figure shows the dependence of the energy of a single pulse from the charge voltage capacitors. It is determined from the expression . Pulse energy E depends on the chosen value of the voltage U, as capacitance C in plants in 1500 and 3000 mF constant and adjusting it is not possible.

If you change the strength of the current charging the capacitor, it will change the frequency of the pulse charging and discharging capacitors. Most installations for ESA pulse frequency is associated not only with the established parameters mode (voltage capacitor charging and capacity), but also to the presence (or absence) of a contact electrode (anode) to the product (cathode) which is created by the vibrator. Vibrators often work at power frequency of 50 Hz, so the frequency of the pulse is constant and usually only in the ideal case, up to 100 Hz.

In the described installations INTAL-1500-3000 and INTA frequency can be selected either in the range of 30 to 400 Hz based tasks. In this installation, the pulse repetition frequency is free, as in the master oscillator, ie depends only on the set voltage and charging current of capacitors and does not depend on the presence or absence of contact with the workpiece. This eliminates the use of a vibrator and move the electrode of a hardening product by rotating disk or cylindrical electrode. Since the electrode is in contact with the product, the process of changing the transfer of the metal and its oxidation decreases caused by metal more dense, non-porous and the surface roughness does not deteriorate as the number of layers.

In systems used inverter converter, thus improving efficiency of plants, significantly reducing their size and weight. The plants have a soft start system, after entering into a network of 220 V. The primary current of the network does not exceed 15 amps, so they can be incorporated into a standard electrical outlet.

Since the installation is energy intense device (due to the small size and weight), to ensure normal temperature regimes of power semiconductor devices used mechanical ventilation and introduced overheating protection, blocking work units in an invalid thermal regime.

Зависимость энергии одиночного импульса от напряжения на конденсаторах

The energy of a single pulse of the voltage on the capacitors.

Зависимость тока от напряжения для частот 50 – 400 Гц

The dependence of the current on voltage for frequencies 50 - 400 Hz

The figure shows the dependence of the current on the voltage pulse repetition frequency steps of 50 Hz. The figure shows that the higher frequencies can be obtained only at voltages less than 70 V, ie by more soft modes with the average energy of the pulse. At an energy level close to the maximum, at a voltage of 110 V frequency is about 150 Hz.

If we draw the line for the voltage to 60 V (or any other) parallel to the axis abscess (current), then the lines of intersection with frequencies of 50, 100, 150, 200, 300, 400, we get the amount of current that must be set for any of these frequencies. In the installation INTAL-3000 pulse frequency at the same installing INTAL-1500 current charging capacitor is 2 times lower.

The coating is used as the anode with a diameter of 20-200 mm and a width of 3-5 mm, or a cylindrical rod with a diameter of 2-10 mm and a length of 150 mm. Rotational speed of the disc 2 / s, about 5 bar / s. The coating is applied without vibration.

Table 1

Technical characteristics of equipment for ESA.

p / p

Parameter name, the dimension

Inta-

1500

Inta-

3000

1.

Voltage supply, V

220

220

2.

The maximum primary current, A

15

15

3.

Battery capacity capacitors microfarad

1500

3000

4.

Charging voltage capacitors,

20-115

20-115

5.

Pulse energy, J

0,3-10,5

0,4-21,0

6.

Pulse repetition rate, Hz

30-400

15-200

7.

Plant efficiency

0.90

0.92

8.

Dimensions in mm

length

550

650

Width

300

400

Height

500

550

9.

Weight, kg

28

37

10.

Coating system

without vibration, rotational

11.

Coaster

Spanner

These plants has been investigated applying stellite, chromium and tungsten carbide. The samples of low-alloy steel 20HN2 70h20h10 size at different voltages for 1 min produced ESA. Anode - drive this alloy and a cathode - a sample of steel 20HN2 weighed before and after the ESA on an analytical balance with an accuracy of 1 mg. For better clarity, we describe a further study on application stellite. Erosion of the anode and cathode gain shown in the figure in absolute terms, without regard to sign (minus to plus for the anode and cathode). The absolute difference between the erosion and weight gain - permanent loss of coating material.

In particular, the figure shows the effect of current (frequency) of the erosion of the anode (curve 1) and the gain of the cathode (curve 2) at a constant voltage of 80 V. The voltage 80 V was chosen because it is the average for this installation, and also allows you to explore most of the current range (frequencies) that can run the installation.

As can be seen the erosion of the anode current increases from 6.1 A (frequency 50 Hz) to 24.4 A (frequency 200 Hz) changes almost linearly from 180 to 580 mg. Increase gain cathode currents from 6.1 to 18.3 A (respectively, frequencies of 50 Hz and 150 Hz) also increases linearly. The section from 18.3 to 24.4 and the gain decreased, probably due to the overheating of the sample due to its lack of weight, with increasing current erosion and gain curves diverge, suggesting that the loss of the anode increases.

Влияние тока (частоты) на эрозию анода и привес катода

The influence of current (frequency) of the erosion of the anode and cathode gain.

Влияние тока (частоты) на эрозию анода и привес катода

The influence of stress on the erosion of the anode and cathode gain.

The figure shows the effect of voltage (energy level) to the erosion of the anode and cathode gain. The figure shows that the curves of erosion and weight gain in the area of ​​60-100 are almost equidistant and are slightly increasing. In the area from 100 to 115, a sharp increase in the erosion of the anode with a moderate increase in weight gain of the cathode. Most likely due to increased erosion of the cathode heating it to 500-550 0C because of high current and small size of the cathode and the lack of cooling. Tendency to increase with an increase in growth of the cathode voltage (pulse energy) in our opinion is favorable, because improves the performance of the process and application of a thicker coat.

As follows from energy impulse to improve the performance of the process can be increased as the ESA by increasing the charge voltage capacitors, and by increasing the capacity of the capacitor bank. Further voltage increase is undesirable for safety and so we had to increase the energy of a single pulse increased 2-fold to 3,000 uF capacitor capacitance.

The figure shows the effect of the energy of a single pulse to the erosion of the anode and cathode to gain stellite.

Влияние энергии единичного импульса на эрозию анода и привес катода

As seen from the figure increased energy single pulse with 10 J (setting INTAL-1500) up to 20 J (setting INTAL-3000) has increased the erosion of the anode from 460 to 1300 mg, that is, 2.82 times, and the gain of the cathode increased from 270 to 610 mg, ie of 2.26 times. Erodibility coefficient of efficiency of the material down with from 0.58 to 0.47, ie, erodibility material loss increased by 1.23 times, which we think is acceptable.

It is known that the parameters of the regime ESA, and in general, pulse energy (power) is influenced not only by the thickness of the applied layer, but also on the depth of the heat affected zone (HAZ). [2] In order to determine the effect of the charging capacitors at a constant voltage charging (U = 100 V) to a depth of HAZ we performed the following experiment. The samples of size 70h20h5 mm annealed steel U11 produced ESA-speed steel. Capacitor charging current of 10, 15, 20 and 25 A at 100 V, while ESA 1 min. After the ESA of the samples were taken to measure transverse sections microhardness microscope PMT-3 with a load 200 microhardness measurements were performed with a pitch of 50 microns. The measurement results are shown in Fig.

Влияние тока (мощности) на глубину упрочненного слоя (U=100B)

As can be seen from the increase in the charging capacitors 10 and 20 and microhardness at 50 microns increased from 16,000 to 19,500 MPa, and an increase in current up to 25 A leads to a decrease in microhardness to 17000MPa, due probably to the fact that there significant heating of the sample, causing a reduction in the cooling rate applied layer and HAZ. Increase in the current 10 to 25 A leads to an increase in the hardened layer with the HAZ from 200 to 450 microns. Increase hardened HAZ in this case is an additional advantage with increasing power at ESA.

Appearance of one of the transverse sections with pricked over in the deposited layer, HAZ and base metal is shown in Fig. The boundary between the hardened HAZ and the base metal is easily distinguished as the hardness (size prints), and on different surfaces etched transverse sections.

Поперечный шлиф образца с нанесенными наколами

баннер-250x250белый новый

Электроискровое легирование и HVOF напыление

PDF Печать E-mail

Упрочнение рабочих поверхностей нанесением методом электроискорового легирования износостойких слоев из стеллитов, хрома и твердых сплавов на установках Интал-1500 И Интал-3000.

Разработаны высокопроизводительные установки для нанесения  износостойких, жаропрочных и коррозионно-стойких слоев металла толщиной 0,01-0,80 мм с производительностью до 40 см2/мин. Исследованы некоторые особенности ЭИЛ быстрорежущей сталью.

Известно, что для электроискрового легирования (ЭИЛ) широко применяются тугоплавкие металлы, твердые сплавы и реже жаропрочные высоколегированные стали и сплавы с высокими механическими свойствами. Во многих случаях причиной этого являются трудности процесса ЭИЛ, связанные с "залипанием" анода при использовании вибратора. На наш взгляд основными причинами "залипания" являются: недостаточная энергия единичного импульса разряда, высокая прочность наносимого материала, большая температура его плавления, недостаточная мощность вибратора и также не оптимальная скорость его перемещения по обрабатываемой детали.

Для расширения возможностей  ЭИЛ как в плане увеличения диапазона использования различных металлов, сплавов и материалов, так и с целью повышения производительности процесса ЭИЛ, толщины наносимого слоя, повышения его плотности (снижение пористости) при одновременном упрощении процесса ЭИЛ были разработаны установки повышенной мощности ИНТАЛ-1500 и ИНТАЛ-3000.

Установки созданы на новой (современной) элементной базе с общей постоянной емкостью 1500 и 3000 мкФ, с плавным изменением напряжения и тока заряда батареи конденсаторов, т.е. регулировкой энергетических параметров, таких как энергия разряда и частота следования этих разрядов. Энергия импульса изменяется от 0,3 до 21,0 Дж, а частота от 30 до 400 Гц, при этом напряжение заряда конденсаторов изменяется в пределах от 20 до 115 В, а ток от 3 до 25 А.

На рисунке приведена зависимость энергии единичного импульса от напряжения зарядки конденсаторов. Она определяется из выражения . Энергия импульса E зависит только от выбранной величины напряжения U, т.к. емкость конденсаторов C в установках 1500 и 3000 мФ постоянна и регулировка ее не предусмотрена.

Если изменять силу тока зарядки конденсаторов, то будет меняться частота импульсов зарядки и разрядки конденсаторов. В большинстве установок для ЭИЛ частота следования импульсов связана не только с установленными параметрами режима (напряжением зарядки конденсаторов и их емкости), но и с наличием (или отсутствием) контакта электрода (анода) с изделием (катодом) который создается вибратором. Вибраторы чаще всего работают на промышленной частоте 50 Гц, поэтому частота импульсов обычно постоянна и только в идеальном случае достигает 100 Гц.

В описываемых установках ИНТАЛ-1500 и ИНТАЛ-3000 частота может быть выбрана любой в пределах от 30 до 400 Гц исходя из решаемых задач. В данной установке  частота следования импульсов свободная, как в задающем генераторе, т.е. зависит только от установленных напряжения и тока зарядки конденсаторов и не зависит от наличия или отсутствия контакта электрода с изделием. Это позволяет отказаться от использования вибратора и перемещать электрод по упрочняемому изделию за счет вращения дискового или цилиндрического электрода. Так как электрод находится в постоянном контакте с изделием, то меняется процесс переноса металла и уменьшается его окисление, нанесенный металл более плотный, без пор и шероховатость поверхности не ухудшается с увеличением числа слоев.

В установках использован инверторный преобразователь, что позволило повысить КПД установок, существенно снизить их габариты и массу. Установки имеют систему плавного запуска, после включения в сеть 220 В. Первичный ток из сети не превышает 15 А, поэтому их можно включать в обычную розетку.

Поскольку установки является энергетически напряженным устройством (из-за малых габаритов и массы), то для обеспечения нормальных температурных режимов силовых полупроводниковых приборов применена принудительная вентиляция и введена защита от перегрева, блокирующая работу установок в недопустимом тепловом режиме.

Зависимость энергии одиночного импульса от напряжения на конденсаторах

Зависимость энергии одиночного импульса от напряжения на конденсаторах.

Зависимость тока от напряжения для частот 50 – 400 Гц

Зависимость тока от напряжения для частот 50 – 400 Гц

На рисунке приведена зависимость тока от напряжения для частот следования импульсов, кратных 50 Гц. Из рисунка видно, что более высокие частоты можно получить только на напряжениях меньше 70 В, т.е на более мягких режимах  со средней энергией импульса. При энергии разряда, близкой к максимальной, при напряжении 110 В частота не превышает 150 Гц.

Если провести линию для напряжения 60 В (или любого другого) параллельную оси абсцесс (тока), то на пересечении ее с линиями частот 50, 100, 150, 200, 300, 400 мы получим величину тока, которую нужно установить для получения любой из этих частот. В установке ИНТАЛ-3000 частота следования импульсов при одинаковом с установкой ИНТАЛ-1500 токе зарядки конденсаторов в 2 раза ниже.

Для нанесения покрытия в качестве анода используется диск диаметром 20-200 мм и шириной 3-5 мм, либо цилиндрический пруток диаметром 2-10 мм и длинной до 150 мм. Частота вращения диска 2 об/с, прутка 5 об/с. Покрытие наносится без вибрации.

Таблица 1

Техническая характеристика установок для ЭИЛ.

п/п

Наименование параметра, размерность

ИНТАЛ-

1500

ИНТАЛ-

3000

1.

Напряжение питающей сети, В

220

220

2.

Максимальный первичный ток, А

15

15

3.

Емкость батареи конденсаторов, мкФ

1500

3000

4.

Напряжение зарядки конденсаторов, В

20-115

20-115

5.

Энергия импульса, Дж

0,3-10,5

0,4-21,0

6.

Частота следования импульсов, Гц

30-400

15-200

7.

КПД установки

0,90

0,92

8.

Габариты, мм

 

 

 

длина

550

650

 

Ширина

300

400

 

Высота

500

550

9.

Масса, кг

28

37

10.

Система нанесения покрытия

без вибрации, ротационная

11.

Устройство для нанесения покрытия

вращатель

На этих установках был исследован процесс нанесения стеллита, хрома и твердого сплава. На образцы из низколегированной стали 20ХН2 размером 70х20х10 на различных напряжениях в течение 1 мин производилось ЭИЛ. Анод - диск из исследуемого сплава и катод - образец из стали 20ХН2 взвешивались до и после ЭИЛ на аналитических весах с точностью до 1мг. Для лучшей наглядности далее будем описывать лишь исследования по нанесению стеллита. Эрозия анода и привес катода показаны на рисунке в абсолютных величинах без учета их знака (минус для анода и плюс для катода). Абсолютная разница между эрозией и привесом - безвозвратная потеря наносимого материала.

В частности, на рисунке показаны влияние тока (частоты) на эрозию анода (кривая 1) и привес катода (кривая 2) при неизменном напряжении 80 В. Напряжение 80 В было выбрано потому, что оно является средним для этой установки и кроме того позволяет исследовать почти весь диапазон токов (частот) на которых может работать установка.

Как видно из рисунка эрозия анода при увеличении тока от 6,1 А (частота 50Гц) до 24,4 А (частота 200 Гц) изменяется почти линейно от 180 до 580 мг. Прирост привеса катода на токах от 6,1 до 18,3 А (соответственно частотах 50 и 150 Гц) увеличивается также линейно. На участке от 18,3 до 24,4 А прирост уменьшился, что связано видимо с перегревом образца из-за его недостаточной массы, с увеличением тока кривые эрозии и привеса расходятся, что говорит о том что потери анода возрастают.

Влияние тока (частоты) на эрозию анода и привес катода

Влияние тока (частоты) на эрозию анода и привес катода.

Влияние тока (частоты) на эрозию анода и привес катода

Влияние напряжения на эрозию анода и привес катода.

На рисунке показано влияние напряжения (энергии разряда) на эрозию анода и привес катода. Из рисунка видно, что кривые эрозии и привеса на участке 60-100 В идут почти эквидистантно и являются немного возрастающими. На участке от 100 до 115 В наблюдается резкое возрастание эрозии анода при умеренном росте привеса катода. Скорее всего повышенная эрозия катода объясняется его нагревом до 500-550 0С из за большого тока и небольших размеров катода и отсутствия его охлаждения. Тенденция увеличения прироста катода при увеличении напряжения (энергии импульса) по нашему мнению благоприятна, т.к. способствует повышению производительности процесса и нанесению более толстого слоя покрытия.

Как следует из выражения энергию единичного импульса для повышения производительности процесса ЭИЛ можно увеличивать как за счет повышения напряжения зарядки конденсаторов, так и за счет увеличения емкости батареи конденсаторов. Дальнейшее увеличение напряжения нежелательно по технике безопасности и поэтому нам пришлось для повышения энергии единичного импульса увеличить в 2 раза до 3000 мФ емкость батареи конденсаторов.

На рисунке показано влияние энергии единичного импульса на эрозию анода и привес катода для стеллита.

Влияние энергии единичного импульса на эрозию анода и привес катода

Как видно из рисунке увеличение энергии единичного импульса с 10 Дж (установка ИНТАЛ-1500) до 20 Дж (установка ИНТАЛ-3000) позволило увеличить эрозию анода с 460 до 1300 мг, т.е. в 2,82 раза, а привес катода увеличился с 270 до 610 мг, т.е. в 2,26 раза. Коэффициент эффективности использования эродируемого материала снизился при этом с 0,58 до 0,47, т.е. потери эродируемого материала возросли в 1,23 раза, что, как нам кажется, вполне приемлемо.

Известно, что параметры режима ЭИЛ, а в общем случае энергия импульсов (мощность) влияют не только на толщину наносимого слоя, но и на глубину зоны термического влияния (ЗТВ) [2]. С целью выяснения влияния тока зарядки конденсаторов при постоянном напряжении зарядки (U=100 В) на глубину ЗТВ нами был проведен следующий эксперимент. На образцы размером 70х20х5 мм из отожженной стали У11 производилось ЭИЛ быстрорежущей сталью. Ток зарядки конденсаторов составлял 10, 15, 20 и 25 А при напряжении 100 В, время ЭИЛ 1 мин. После ЭИЛ из образцов были сделаны поперечные шлифы для замеров микротвердости на микроскопе ПМТ-3 при нагрузке 200 г. Измерения микротвердости производились с шагом 50 мкм. Результаты измерений приведены на рисунке.

Влияние тока (мощности) на глубину упрочненного слоя (U=100B)

Как видно из рисунка с увеличением тока зарядки конденсаторов с 10 до 20 А микротвердость на расстоянии 50 мкм повышается с 16000 до 19500 МПа, а увеличение тока до 25 А приводит к снижению микротвердости до 17000МПа, что связано, скорее всего, с тем, что происходит значительный нагрев образца, вызывающий снижение скорости охлаждения нанесенного слоя и ЗТВ. Увеличение тока с 10 до 25 А приводит к увеличению упрочненного слоя вместе с ЗТВ с 200 до 450 мкм. Увеличение упрочненной ЗТВ в данном случае является дополнительным плюсом при увеличении мощности при ЭИЛ.

Внешний вид одного из поперечных шлифов с наколами в нанесенном слое, ЗТВ и основном металле показан на рисунке. Граница между упрочненной ЗТВ и основным металлом легко различается как по твердости (размерам отпечатков), так и по различной травимости поверхности поперечного шлифа.

Поперечный шлиф образца с нанесенными наколами